Интервью с генеральным директором ТОО "ИПЦ-Мунай"
- Первый Буровой Портал
- 25 июл. 2017 г.
- 5 мин. чтения

В рамках проекта «ПБП-Казахстан» пресс-служба Портала побеседовала с генеральным директором ТОО «ИПЦ-Мунай» Русланом Нусуповым. Диалог прошел в непринужденной обстановке в онлайн-режиме. За полтора часа собеседники обсудили широкий спектр тем, начиная от перспектив всей нефтегазовой отрасли Казахстана и заканчивая передовыми методами подготовки молодых кадров для буровых компаний. Сегодня мы приводим читателям основные выдержки этой увлекательной беседы.
- Добрый день, Руслан! Спасибо, что нашли время для беседы.
- Здравствуйте. Наслышан о Первом Буровом Портале - коллеги из России рассказывали много хорошего. Добро пожаловать в Казахстан!
- Спасибо! Поделитесь с нами частичкой истории – поведайте в нескольких предложениях об истории нефтяной промышленности Казахстана.
- Отмечу, что на сегодняшний день Казахстан входит в 20-ку крупнейших производителей нефти в мире. История нефтяной промышленности здесь насчитывает более 100 лет – первый нефтяной фонтан ударил в далеком 1899 году. Это произошло на месторождении Карашунгул. А уже в 1911 году о Казахстанской нефти заговорили в мировом масштабе, когда было открыто месторождение нефти высочайшего качества в Доссоре. Еще более продуктивными получились 1930-е годы. В тот период на новый уровень вышел подход к обустройству сопутствующей инфраструктуры. Стали появляться лаборатории, нефтяные техникумы, стратегически важные нефтепроводы. В одном только 32 году (1932 – примеч.ред.) было открыто 4 новых месторождения. Нельзя не упомянуть производственные подвиги казахских нефтяников в годы войны. Ведь именно нефтедобыча Казахстана сыграла стратегическую роль на фоне прекращения деятельности нефтяных районов в Грозном и Майкопе. В военный период даже женщины-операторы трудились на промысле по 14-15 часов без выходных. После окончания войны нефтяная отрасль Казахстана продолжила развиваться бурными темпами. Так, в 50-ых годах в стране добывался 1 миллион тонн нефти в год, в 60-х – уже 2 миллиона, а к началу 1970-х годов этот показатель превысил 20 миллионов. В 60-е годы в Казахстане освоили турбинное бурение, что позволило начать строительство скважин глубиной до 4 тысяч метров. Как вы знаете, и сегодня нефтяная отрасль нашей страны не стоит на месте – например, открытое относительно недавно месторождение Кашаган стало вообще крупнейшим в мире за последние 30 лет.

- О Кашагане наслышаны, пожалуй, все нефтяники. А на каких месторождениях работает «ИПЦ-Мунай»?
- Наша компания является недропользователем и оперирует на трех площадях: Шолькара, Аккудук и Торесай. В производственной программе на этот год фигурируют 2 скважины. В следующем году планируем пробурить 3 скважины с глубинами 4000, 4200 и 2000 метров.
- А каковы горно-геологические условия в этих регионах?
- Не могу сказать, что они разительно отличаются от других регионов с аналогичной литологией. Скважины бурятся на глинистом растворе, плотность 1,25 г/см3. Что касается осложнений ствола скважины, то наблюдается типичная картина – случаются и прихваты бурильного инструмента, и сальники, и желобообразование.
- «ИПЦ-Мунай» имеет в штате буровые бригады? Или привлекаете подрядную организацию?
- Нет, своих буровых бригад у нас нет. Бурение выполняет генеральный подрядчик – компания «Восток нефть и сервисное обслуживание».
- Эта компания курирует и сервисные услуги при бурении?
- Совершенно верно. По договору генерального подряда «Восток нефть и СО» либо своими силами, либо с привлечением субподрядчиков выполняет инженерное сопровождение буровых растворов, отработку долот, обеспечение ВЗД, отбор керна.
- Какие-либо коммуникационные сложности возникают?
- Коммуникационные сложности возникают везде, где есть больше одного человека. Особенно, когда люди привыкли выполнять свою работу хорошо. В таких случаях каждая сторона заинтересована в получении максимальной прибыли для себя и эффективности проекта в целом для всех заинтересованных сторон. В таких ситуациях без споров никак не обойтись – ведь каждый видит ситуацию по-разному, а истина, как известно, где-то посередине. Но подчеркну, случающиеся разногласия не носят критический характер и скорее способствуют даже сплочению коллективов.
- Условно говоря, профессионалы всегда договорятся?
- Хорошо сказано. Именно так.
- А каким образом у вас на предприятии решается вопрос с закрытием вакансий? Насколько сложно к вам попасть?
- Интересная формулировка… Отвечу так. Если специалист профессионален, обладает желанием работать, а не проводить время впустую, амбициозен – то сложностей в трудоустройстве быть не должно. Это, пожалуй, относится ко всем компаниям, в которых есть соответствующие вакансии. Кстати, я слышал об одном из ваших сервисов, что-то с базой резюме связанное. Вы планируете запускать подобный сервис в Казахстане?
- Вы наверное имеете в виду «Кадровый резерв». Да, мы уже активно набираем первый поток. Наша цель - создать крупнейшую в Казахстане базу резюме специалистов нефтегазовой отрасли. А вы планируете обращаться к этому сервису?
- Если будет необходимость в поиске подходящих сотрудников, то, конечно, воспользуемся предлагаемыми инструментами.
- Руслан, наши материалы читают студенты нефтегазовых ВУЗов, колледжей. Иногда и абитуриенты заглядывают. Вы можете дать молодым ребятам несколько советов в плане дальнейшей карьеры?
- Ну, наверное, в первую очередь следует рассказать ребятам о главном предостережении. Я имею в виду проблему с сохранением открытого восприятия мира. Очень часто наблюдал такую картину: устраивается на буровую парень, голова на плечах, руки-ноги быстро двигаются, полон энергии и интересных идей. А через год смотришь на него и не узнаешь – все идеи куда-то испарились, а что-то новое, выходящее за привычные рамки, никак не воспринимается. Система затянула его, засыпала бьющиеся наружу идеи. Замечу, во многих случаях речь идет о действительно здравых идеях.
- И как с этим бороться?
- Сложно. Понимаете, проблема ведь даже не в том, что человек теряет энтузиазм. Сложность в другом – представьте, сколько здравых идей теряет нефтегазовая отрасль в целом, если суммировать всю энергию молодых специалистов и пропустить идеи через строгий фильтр? У молодых специалистов есть, пожалуй, лишь одно преимущество – их свежий, незашоренный взгляд и желание как-то выделиться. Но система лишает его и этого преимущества. И чем раньше человек поймет этот факт, тем больше у него будет шансов сохранить открытое сознание.
- А кто виноват в этой тенденции?
- Я бы не стал использовать столь категоричные формулировки. Никто не виноват, пожалуй. Просто так работает сама система. Так работает человеческая психика. И нам следует относиться к этому просто как к факту, с которым необходимо считаться.
- И как молодому специалисту считаться с этим фактом? Как поступать?
- Молодым специалистам важно помнить, что их открытое сознание подвергнется опасности. Догмы, нормы, корпоративная культура – все это рано или поздно сделает свое дело. Человек ведь существо социальное, а помните, как говорят: «с волками жить – по-волчьи выть». Знаете, как происходит процесс зашоривания? Это как с лишним весом. Ведь человек не просыпается сразу толстым. Процесс ежедневный, медленный и оттого незаметный. Подумаешь, набрал 80 грамм за день? То же самое и с «закрытием» сознания и мировосприятия. Но если человек всегда помнит об этой проблеме, то его шансы сохранить способность к свежему, непристрастному суждению, повысятся.
- Предупрежден, значит вооружен?
- Совершенно верно.
- А помимо озвученной проблемы? Что еще следует знать?
- Молодым специалистам нужно активно изучать все, что они видят вокруг себя на буровой. Конечно, в рамках техники безопасности. Первые год-два важны в карьере любого специалиста, из любой отрасли. В это время главное не кичиться тем, что ты получил высшее образование и т.д. Нужно забыть обо всех годах учебы и принять как данность – учеба на самом деле только начинается. Многие ребята стесняются задавать вопросы более опытным коллегам, опасаясь насмешек. Тут вспоминается хороший афоризм: «спросил однажды – глуп однажды, не спросил – глуп всю жизнь». Спрашивайте, учите, запоминайте. И главное – анализируйте. Что делается? Для чего это делается? Что будет, если это не делать? Почему это делается именно так? Можно ли это делать по-другому? Вопросов, которые следует регулярно задавать себе, великое множество. Особенно рекомендую молодым ребятам обращать внимание на то, как работают самые пожилые, самые опытные люди. У них очень многому можно научиться. В особенности это касается буровой. Знаете, сколько интересных вещей я почерпнул от пожилых электромонтеров, бурильщиков, слесарей? Поистине порой удивляешься человеческой смекалке!
- Не зря же говорят: «Нужда шлифует ум».
- Ага, и главное – не забывать этот ум применять.
Спустя полтора часа интервью подошло к своему логическому завершению. Стороны остались довольны первым опытом совместной деятельности и обозначили в перспективе еще несколько интересных мероприятий.
Пресс-служба
«ПБП-Казахстан»
www.varbur.com
e-mail: reception@varbur.com
Comments