top of page

Обратный эффект: как антироссийские санкции привели к банкротству норвежского бурового гиганта Seadr


Seadrill – одна из крупнейших в мире компаний, оказывающих услуги по морскому бурению скважин. Флот Seadrill насчитывает 68 плавучих буровых установок и буровых судов.


С середины 2014 года компания Seadrill потеряла почти 97% своей стоимости! В 2016 году акции компании продали крупнейшие мировые банки, такие как Barclays Plc, JPMorgan Chase & Co, Goldman Sachs и другие. По данным финансовых аналитиков с Уолл-Стрит, доходы Seadrill от аренды буровых установок и судов (один из основных источников дохода) сократились в 4 раза. И вот теперь компания подала в американский суд заявление о признании себя банкротом в рамках реструктуризации долга в размере 10 миллиардов долларов. Среди ключевых факторов, повлиявших на дела компании, можно выделить три:


- Снижение цен на нефть. Низкие цены на нефть в первую очередь ударили именно по компаниям, занимающимся морским бурением, поскольку многие проекты при стоимости нефти менее 60 долларов за баррель просто не рентабельны.


- «Сланцевая революция» в США. Специфика данной отрасли нефтедобычи заключается в коротких операционных циклах проектов и низких капитальных затратах (в то время как морское бурение требует высоких капитальных и операционных затрат). Данная особенность заставила многих игроков рынка обратить свой взор именно в этот сектор нефтедобычи. Из-за этого компании, занимающиеся бурением на море, лишились еще одной порции «своего хлеба».


- Антироссийские санкции. Этот пункт мы рассмотрим более пристально, ведь именно санкции в отношении РФ многие отраслевые эксперты (и представители Seadrill в том числе), называют ключевым «участником» планируемого банкротства нефтесервисного гиганта.


Как это ни парадоксально, но пояснение звучит вполне логично и обоснованно. Дело в том, что общее снижение цен на нефть вкупе со сланцевой революцией сыграли негативную роль в операционной деятельности и финансовой эффективности компании. Тем не менее, указанные причины являются общими для всех игроков рынка. Проблемы возникли у подавляющего большинства нефтесервисных компаний, в том числе и у крупнейших представителей отрасли, таких как Schlumberger, Baker Hughes и Halliburton. Однако, с той или иной степенью успеха, предприятия сумели адаптироваться к новым рыночным условиям, оптимизировали затраты и своевременно заморозили крупные перспективные проекты.


Можно сказать, что норвежская буровая компания оказалась не в том месте и совсем не в то время. Вероятно, большая часть сил менеджмента компании была направлена именно на решение вопросов по совместным с Россией стратегическим проектам. А ведь дела в этом направлении шли действительно неплохо. В апреле 2014 года в Лондоне были озвучены планы сотрудничества между «Роснефтью» и Seadrill. Уже в мае на ПМЭФ-2014 между «Роснефтью», Seadrill и North Atlantic Drilling («NADL» - дочернее общество компании Seadrill) было подписано соглашение об инвестициях и сотрудничестве до 2022 года. Реализация именно этого соглашения помогла бы норвежской компании овладеть стабильностью при освоении шельфовых проектов, а также получить независимость от рыночной конъюнктуры. Спустя два месяца, всего за день до введения санкций в отношении РФ, «Роснефть» и Seadrill подписали еще несколько важнейших соглашений, в том числе по аренде 6-ти морских буровых платформ для бурения на шельфе, а также по покупке норвежским гигантом буровых активов «Роснефти» (с предоставлением госкомпании доли 30% в NADL). И уже в августе был дан старт разведочному бурению на ППБУ West Alpha, принадлежащей Seadrill, на скважине Университетская-1 в Карском море.


Такая стремительная цепочка успехов в сотрудничестве с российской госкомпанией не могла не привлечь внимание определенных лиц как в США, так и в Европе. На компанию было оказано серьезнейшее давление, в результате чего Seadrill была вынуждена сообщить и приостановке сотрудничества с «Роснефтью». Спустя короткий срок и вовсе было объявлено об отмене достигнутых договоренностей. Оказавшись «у разбитого корыта», менеджмент компании оценил непростую ситуацию. Увлеченная радужными перспективами совместного сотрудничества, компания была лишена возможности рационально переориентировать свою деятельность, чтобы максимально отвечать сложившимся рыночным условиям. Резкое падение выручки привело к невозможности своевременного погашения имеющихся долговых обязательств. Долговая нагрузка росла словно снежный ком. Все это привело к тому, что в сентябре 2017 года были озвучены планы по банкротству компании в рамках реструктуризации долга.


В июне этого года общественности были озвучены результаты проделанной работы. Ожидается, что Seadrill официально объявит о банкротстве до конца июля 2018 года. Согласно плану, компания Seadrill Limited прекратит существование, а ей на смену придет Seadrill, акции которой будут торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) и Oslo Stock Exchange. Держателям облигаций Seadrill будет предложено примерно 15% акций обновленной компании после реструктуризации, тогда как текущие акционеры получат менее 2% акций.


Присоединяйтесь к нам
  • LinkedIn Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Basic Square
  • YouTube Social  Icon
bottom of page